Виды электронных подписей

Электронная подпись обеспечивает следующие функции:

  • подтверждает, что подписывающий не случайно подписал электронный документ;
  • подтверждает, что только подписывающий и только он подписал электронный документ;
  • подписывающий не должен иметь возможности в дальнейшем отказаться от своей подписи.

Ст. 5 ФЗ «Об электронной подписи» устанавливает три вида электронных подписей:

  1. Простая электронная подпись;
  2. Усиленная неквалифицированная электронная подпись (неквалифицированная электронная подпись);
  3. Усиленная квалифицированная электронная подпись (квалифицированная электронная подпись). Именно этот вариант сервис Loanberry начал принимать для подписания сторонами договоров займа.

Ниже описание всех трех основных видов электронных подписей:

Простая подпись

Это разного рода логины, пароли, коды подтверждения, и прочие средства идентификации. Т.е. это адреса электронной почты, пароли.

К примеру, у вас есть электронный кошелек. Для того чтобы его использовать, нужно ввести свои идентификационные данные (логин и пароль), — это раз. Для совершения операции (перевести деньги на другой кошелек или банковскую карту) нужно ввести еще один пароль,— это два. Таким образом, вы, для системы электронного кошелька, удостоверяете себя дважды: при входе подтверждаете свое право пользования кошельком и когда совершаете операцию, как бы электронно подписываете виртуальный чек.

Именно поэтому логины и пароли нужно держать в секрете.

Неквалифицированная электронная подпись

Такой вид электронной подписи можно использовать в случаях, когда не требуется особого оформления документа (например, оформления договора аренды, когда наличие на документе печати не обязательно). В данном случае документы, подписанные неквалифицированной электронной подписью, должны предусматривать возможность проверки этой подписи.

Такая подпись должна быть получена в результате криптографического преобразования информации (хэширование*), которая позволит определить личность, которой эта подпись принадлежит. Эта подпись должна быть получена с использованием ключа подписи и должна позволять обнаруживать внесение изменений (если таковые будут) в электронный документ после момента его подписания. Неквалифицированная электронная подпись усилена средствами криптошифрования (ст.12 ФЗ «Об электронной подписи). Для шифрования подписи можно использовать различные программы (например, российскую КриптоАРМ, заграничные Verisign или Thawte), которые соответствуют минимальным требованиям к надежности (ст. 4 и ст.7 ФЗ «Об электронной подписи»). В отличие от усиленной квалифицированной электронной подписи, не нужно пользоваться услугами удостоверяющего центра (сертификат и ключ), т.к. подтвердить, что данная подпись принадлежит конкретному лицу, можно и без него.

Усиленная квалифицированная электронная подпись

Для получения такой подписи потребуются услуги аккредитованного удостоверяющего центра. Такие центры, используя сертифицированные программы, создают ключи подписей для клиентов. То есть, именно сертификация государством и делает подпись квалифицированной.

Такой вид подписи должен соответствовать всем требованиям для неквалифицированной электронной подписи, а также иметь ключ проверки подписи, который указан в квалифицированном сертификате. Документ, подписанный квалифицированной электронной подписью, приравнивается к документу, на котором есть собственноручная подпись и печать. Именно квалифицированная электронная подпись используется при отправке отчетных документов в налоговые органы через Интернет либо при отправке банковских документов через клиент-банк.

В случае утери электронной подписи, нужно действовать также как и при потере банковской карты: срочно обратиться в удостоверяющий центр, которым подпись была выдана, и заблокировать ее. Квалифицированная электронная подпись признается действительной до тех пор, пока решением суда не установлено иное.

 

Получить электронную подпись